Аркадий Канаев попросил меня рассказать о трагической гибели Славы. Меня там, на самом-то деле, не было, и уже давно это случилось. Могу лишь написать то, что я помню из рассказов тех времен от ребят из «Ангарда», которые находились рядом со Славой.
Итак, что я помню.
Дело в том, что два или три лета подряд мы (отряд «Странник») пытались сплавиться по рекам Томи и Оби до Колпашева. Однако, все попытки не увенчались успехом. В районе Самуськов нам всегда препятствовал сильный встречный ветер и, течение Томи просто не справлялось с яхтами – ветер был сильнее. Мы так и не дошли до назначенной цели. Но Слава со своим «Ангардом» накануне этого трагического похода бравировал перед Сергеем Анатольевичем Петровым, что он знает как и пройдет этот участок, и доведёт свой отряд до Колпашево (этот разговор происходил в моём присутствии). Петров пожелал ему удачи и, спустя несколько дней повел нас в горы на Алтай. А Слава во главе «Ангарда» после начал сплав по Томи.
Мы («Странники») вернулись из горного похода в конце июля 1992 года. Нас ждала страшная новость о пропаже Славы, о продолжающихся его поисках. У меня вообще была истерика. Никто не верил и не хотел верить в его гибель.
Что нам рассказали «Ангардовцы». Слава решил пройти этот участок маршрута ночью, когда ветер свое направление меняет, либо стихает. И они сплавлялись ночью с 21 на 22 июля без парусов в полном покое реки. Слава сплавлялся в яхте с Костиком (фамилию, к сожалению, не помню) (Ивченко - ред. А.Канаев). Ночь, тишина. Естественно, народ в яхтах в полной дремоте и снах. Слава и Костик - не исключение.
Около 4-х часов утра Слава резко разбудил Костю, одновременно скидывая с себя резиновые сапоги и натягивая на Костю спасательный жилет. При этом Слава громко сказал: «После удара, ныряй и выбирай по дну в право! Понял?!». По реке шла баржа, причем без огней. Расстояние было слишком критическим, чтобы что-либо еще предпринять. УДАР! ВОДА! ГУЛ и дно баржи сверху. Костя выгреб по дну вправо и вынырнул. Сквозь шум от баржи он услышал голос Славы: «Костя, ты жив?». «Жив» - ответил Костя. «Плыви к яхте…» - это последнее, что кто-либо слышал из уст Славы. Добравшись до яхты, Костя тщетно пытался докричаться до Славы. Он не отвечал. Другие ребята проснулись, и добравшись до берега, где уже к этому времени был костер и ставились палатки (старшие ребята на моторной лодке зашли вперед в целях приготовления пищи и подготовке ночной стоянки). Кто-то из старших попытался догнать на моторке судно и по-моему, они догнали его, но Славы нигде не было…
Наутро милиция, протоколы, водолазы и поиски… Слезы пацанов…
Тело Славы Николаева нашли на 14-е сутки, оно было обезображено водой и ее обитателями. Его опознал брат Славы - Евгений, со слов, по одежде. Свою любимую плащ-накидку Слава снять не успел… Хоронили Славу в закрытом гробу…
Вот так и погиб Николаев Вячеслав Александрович… Вечная память…
Кстати, вспомнил, у Славы в спорте, в фехтовании, был кумир – непобедимый мастер клинка Владимир Смирнов из Киева, который за 10 лет и 4 суток до смерти Славы, 18 июля 1982 года на ЧМ при выполнении флеш-атаки обломком клинка получил смертельное ранение в голову от претендента из ФРГ Маттеуса Бера. Символично, но факт – оба погибли при исполнении своего долга, призвания… Смирнов – защищая титул чемпиона мира и СССР по фехтованию, Николаев – даря детям мечту, победы и счастливую жизнь…
«Ангардовцы» и «Эспадовцы»! Поправьте меня, если я в чем-то ошибся или дополните и, самое главное, ПОМНИТЕ Славу Николаева, ведь он дал вам кусочек счастливого детства!